Posted by on May 6, 2013 in |

Программа социальной поддержки воспитанников детских домов

Проект реализуется в партнерстве с Благотворительным Фондом “Здесь и сейчас” в рамках совместной программы «Социальная адаптация воспитанников и выпускников сиротских учреждений»

Поездка в Октябрьский детский дом, апрель 2013

С 1 апреля 2013 года стартовал в пилотном режиме (пока все сопровождающие набраны). Но по окончании пилотного запуска мы планируем расширяться. По всем вопросам можно обратиться к руководителю проекта Анне Савельевой:  anysaveleva@yandex.ru, 8-916-553-80-18.

Любому подростку хочется найти старшего друга, который поддержит и подскажет в трудной ситуации, поделится своим жизненным опытом, расскажет интересные истории и случаи из жизни, с которым можно поговорить на любые темы и просто сделать что-то вместе. У ребят из детских домов и интернатов теперь тоже появится свой наставник, с которым они смогут постоянно общаться, встречаться и делиться радостями и переживаниями.

Как помочь: стать наставником, финансово поддержать проект.

Концепция проекта

Выпускники детских домов в силу своего предыдущего жизненного опыта имеют своеобразное понятие социальных отношений.

Во-первых, уклад жизни в условиях детского дома не развивает у ребенка взрослой позиции.  Выпускники детских домов и интернатов  не могут самостоятельно уйти от детской позиции. Отсюда – потребительское отношение к окружающему миру, неразвитое умение брать ответственность за свои действия и отсутствие понимания их последствий.

Во-вторых, жизнь в детском доме подчинена определенному распорядку, ограничивающему ребенка в принятии решений о собственных действиях. В результате он не умеет принимать самостоятельных решений, делать выбор. В детском доме у ребят нет необходимости планировать свой день. Поэтому покинув детский дом, они не представляют, что будут делать через неделю, месяц, год своей самостоятельной жизни. У них отсутствует картина собственного будущего.

В-третьих, у выпускников детских домов недостаточно развиты необходимые социальные навыки, нужные для самостоятельной жизни. Ребята находятся в рамках определенной социальной модели детского дома, которая слишком далека от реальной жизни. У них нет необходимости обустраивать быт, организовывать свободное время, а научиться распоряжаться деньгами вообще нет никакой возможности.

Ко времени выпуска из детского дома у ребят возникает вопрос о выборе профессии. Многим выпускникам детских домов трудно определиться с планами на будущее, в том числе и профессиональными, у них мало информации об актуальных предложениях на рынке труда. У выпускников также отсутствует информация о своих правах, льготах, возможностях, они не понимают, как  взаимодействовать с социальными структурами. Во многом именно поэтому воспитанники детских домов отличаются низкой социальной активностью.

Одна из причин этих проблем – отсутствие в жизни воспитанника детского дома наставника, который бы общался с ним, помогал решать проблемы, мог дать совет в сложной ситуации, поддержать. В случае семейных детей все это делают родители. Так возникла идея создать проект по сопровождению будущих выпускников детских домов.

Целевая аудитория: учащиеся выпускных и предвыпускных классов, находящиеся в детских домах и интернатах, а также их выпускники.

Цели и задачи проекта

Цель: содействие успешной социальной адаптации и самореализации будущих выпускников детского дома; психологическая поддержка воспитанников в период их пребывания в детском доме и после выхода из него (выпускников в первые три года самостоятельной жизни) с помощью установления партнёрских отношений со своими наставниками – сопровождающими.

Задачи

  1. Оказывать психологическую поддержку воспитанникам детских домов.

  2. Постепенно воспитывать у них взрослую позицию (умение брать ответственность за свои действия и понимать их последствия).

  3. Развивать у ребят навыки планирования личной жизни и карьеры.

  4. Формировать у них реальные представления о существующих профессиях, перспективах профессионального роста, возможностях выбора профессии, а также вырабатывать умение адекватно оценивать свои способности к выбранной профессии.

  5. Помогать в разрешении проблем (личных, психологических, трудностей с учебой, сложностей с самоопределением и выбором ориентиров на будущее) и различных конфликтных ситуаций.

Деятельность в рамках проекта

  • Индивидуальные психологические консультации для воспитанников детских домов.

  • Ежемесячные посещения сопровождающими своих подопечных.

  • Выездные реабилитационные и адаптационные программы непосредственно в детских домах.

  • Групповые психологические тренинги личностного роста для воспитанников детских домов.

  • Профориентационные консультации и тренинги для воспитанников детских домов.

  • Выезды ребят на рабочие места для знакомства с разными профессиями в деле.

  • Семинары по дополнительному образованию для воспитанников детских домов.

Ожидаемые результаты для детей-участников проекта

  • Развитие взрослой позиции, принятие ответственности за свои действия и понимание их естественных последствий.

  • Умение принимать самостоятельные решения, делать осознанный выбор.

  • Умение планировать свою личную жизнь и карьеру.

  • Профессиональное самоопределение. Многие воспитанники захотят продолжить образование по выбранной в ходе проекта специальности.

  • Адекватная самооценка, уверенность в себе, целеустремлённость, активная жизненная позиция.

  • Овладение важными социальными навыками: умением принимать решения, коммуникативными навыками, стрессоустойчивостью, стратегией конструктивного разрешения конфликтов и другими.

Задачи сопровождающего:

- на время пребывания своего подопечного в детском доме:

  • наладить психологический контакт с ребенком;

  • оказывать ему психологическую поддержку;

  • способствовать социализации воспитанника;

  • расширять его кругозор и обсуждать возможные решения возникающих у ребенка проблем, опираясь на свой жизненный опыт.

- после его выхода из детского дома (дополнительно):

оказывать помощь и поддержку в разрешении сложных жизненных вопросов, связанных с жильём, работой, деньгами, безопасностью, личными отношениями.

Требования к сопровождающему

  • Возраст – старше 18 лет.

  • Отсутствие алкогольной и наркотической зависимостей.

  • Участие как минимум в еще одном проекте или программе организации длительностью не менее пяти дней.

  • Успешное прохождение программы подготовки сопровождающего.

Вернуться к Проектам